Имеет ли право сервис такси повышать цену?

        Вот уже два года в Апару Такси действуют «пиковые расценки». Суть их заключается в том, что когда заказов становиться намного больше, чем водителей, автоматически включается наценка, которая позволяет привлечь на линию больше водителей. Например, это действенная мера позволила решить проблему с доставкой пассажиров в прошлый новый год - все желающие смогли уехать в новогоднюю ночь в гости и обратно.

        И хотя большинство наших пользователей знают о наценке и понимают её смысл, всё равно в техподдержку сервиса приходят вопросы от иных пассажиров - а на каком основании вы повысили расценку? И хотя мы раз за разом терпеливо объясняем нашим пользователям для чего и почему это нужно, некоторые самые нетерпеливые из них обратились с жалобой в антимонопольный комитет в конце позапрошлого года.

        Законное право наших пользователей получить разъяснения, в том числе и от государственных органов совершенно понятно, но вот последующие действия чиновников нас удивили. Не удовлетворившись нашими объяснениями, чиновники не нашли ничего лучшего как открыть служебное расследование, усмотрев со стороны АПАРУ признаки нарушения антимонопольного законодательства.

        Что же усмотрели чиновники? Прежде чем ответить на этот вопрос следует сначала пояснить, как устроена современная - слово «современная» нужно подчеркнуть отдельно - служба вызова автомобиля и рынок таксомоторных услуг в целом. Собственно услугу перевозки пассажиров осуществляют многочисленные частные водители, как правило, на своих личных автомобилях. По-сути, они являются индивидуальными перевозчиками, которые берут на исполнение заказы поступающие из различных источников - они могут взять заказ, что называется с бордюра, или подключившись к многочисленным службам регистрации заказов. Когда пассажир обращается к такому перевозчику непосредственно, то стоимость поездки определяется по обоюдному согласию сторон, если же перевозчик берет заказ через службу регистрации, то в таком случае стороны руководствуются тарифами установленными такой службой. Вот это и не понравилось чиновникам из антимонопольной службы - они сочли, что АПАРУ, будучи лишь службой, которая регистрирует заказы, не вправе устанавливать единую для всех водителей цену и расценила это как «координацию экономической деятельности», что является нарушением антимонопольного законодательства.

        Юридическая служба АПАРУ в ответ подробно разъяснила, что не учитывают в своих выводах юристы антимонопольного органа. Последние, получив исчерпывающие аргументы от АПАРУ, вправе были прекратить дальнейшее расследование, тем не менее, они продолжили настаивать на своей правоте и, в конце концов, вынесли решение о наличии в действиях АПАРУ признаков нарушения закона и предписали устранить «нарушения», и заплатить штраф.

        Юристы АПАРУ приняли решение оспаривать предписание антимонопольного органа в суде, будучи убеждёнными в своей правоте. Почему же они не сомневались в своей правоте?

        Дело в том, что законом предусмотрена такая форма объединения предпринимателей как «группа лиц». Особенность такой формы объединения в том, что группа лиц расценивается как единый субъект рынка и потому их право устанавливать цену на услугу не считается экономической координацией. Доказав это в суде, АПАРУ выиграло процесс и предписание было снято.

        Итак, ответим на вопрос: законно ли устанавливать сервисам, наподобие АпаруТакси, расценки? Ответ однозначен - да. Многочисленные перевозчики, подключенные к сервису Апару Такси (или какому-либо другому подобному сервису) образуют группу лиц (п-п. 3 п. 1 статьи 165 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан), которая расценивается как единый субъект рынка. Как и любой другой субъект рынка АпаруТакси является коммерческим предприятием, а это значит, что её основная цель - заработок и то, что мы устанавливаем цены не просто логично, но и разрешено законом, как Предпринимательским кодексом РК, так и законом о транспорте.

        Согласно ст. 19 Закона РК «Об автомобильном транспорте» устанавливаются свободные (договорные) тарифы, а так же в этом законе сказано, что информационно-диспетчерские службы, в том числе созданные иным лицом (не перевозчиком) вправе устанавливать тарифы. И это совершенно логично и справедливо, когда люди взимают вознаграждение за сделанную работу или услугу. И законность этого подтвердил суд.

        Поэтому своим пользователям мы отвечаем, что мы вправе устанавливать расценки, в том числе и повышать их. Но всегда подчёркиваем, что когда приходится расценки поднимать, то делаем это вынужденно и, как бы странно это не звучало, стараемся делать это им на благо, ведь цена должна быть справедливой, иначе те, кто оказывает услугу перевозки просто перестанут это делать.

        Отдельно стоит заметить, что наш заработок - это результат претворения в жизнь инновационных идей, которые существенно упростили жизнь наших клиентов. То есть мы не просто зарабатываем, а изменяем в лучшую сторону жизнь людей вокруг и этим обоснованно гордимся. Если вам стало интересно, то читайте об этом здесь (ссылка на «О такси Апару, которое больше, чем такси»).

 

← Назад к списку